Таинство Крещения

«Я хочу родиться в жизнь вечную и осознанно прихожу к Таинству Крещения, как к моему рождению во Христе, в истине и вере»

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

(Мк. 16, 16)

Крещение есть Таинство, в котором верующий во Христа, через троекратном погружении тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатию Духа Святаго в новую духовную жизнь (духовно рождаетcя) и делается членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова.

tainstvo-kreshheniya.jpg

Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28; 19). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», сказал Сам Господь (Ин. 3; 5).

Над младенцами - крещение в Православной Церкви совершается по вере их родителей и восприемников (крестных отцов и матерей). Они ручаются перед Церковью за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его духовному воспитанию.

Восприемник (греч. анадехуменос - поручитель за должника) - человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, объяснять ему основы Православной веры, следить за тем чтобы крестник регулярно причащался, учить благочестию, трудолюбию, кротости, воздержанию, христианской любви и другим добродетелям. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом.

Для ребенка необходимым считается только один восприемник: для мальчика - мужчина, для девочки - женщина. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.

Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом. Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являлись верными чадами Православной Церкви. И помните, дорогие братья и сестры, что полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

- Нехристианин, например атеист, мусульманин, буддист, так как духовно воспитать восприемника в вере христианской может только христианин.

- Родители для собственных детей.

- Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

- Малолетние (не достигшие церковного совершеннолетия - 14 лет).

- Психически ненормальные (душевнобольные) люди.

- Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

Что же касается крещения взрослых - то церковные законы требуют, чтобы перед крещением они проходили оглашение (подготовку к принятию Таинства). ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КРЕЩЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ ТВЕРДАЯ ВЕРА И ПОКАЯНИЕ ВО ВСЕХ ГРЕХАХ, СОВЕРШЕННЫХ ДО КРЕЩЕНИЯ.

Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).

Видимым плодом присоединения человека к Церкви является не только перемена мировоззрения, но и сознательное вхождение в церковную жизнь, т.е. участие в ее Таинствах и прежде всего - в святой Евхаристии. Человек начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Важнейшим следующим шагом для крещеного человека является активная духовная и нравственная жизнь, молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак.3:19-20)

На Крещение надо приходить чистым и опрятным. Женщины в нечистоте не приступают к купели крещения. Женщины приходят без косметики и украшений, в женской одежде. На всех присутствующих должны быть надеты православные крестики.

При себе необходимо иметь:

- Документ удостоверяющий личность (паспорт) или Свидетельство о рождении ребенка;

- Нательный Крест (православный) надо надеть на веревочку так, чтобы он легко надевался через голову, если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить;

- Крестильный комплект (для взрослых и детей постарше необходима крестильная рубашка, новая белая простынь, тапочки, полотенце; для младенцев — крестильная рубашка в которую во время крещения будет облачен ребенок, пеленка или полотенце).

Перед Таинством Крещения строго обязательна беседа со священником взрослых, готовящихся к Крещению, родителей ребенка и его крестных. Взрослые, приступающие к Таинству Крещения, предварительно приносят покаяние Богу в содеянных грехах за предшествующий период жизни перед священником.

«Христос есть одежда спасения. (Крещаемый) облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия.»

История установления Таинства

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.

Ветхозаветное крещение. История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н.э.). Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане (Ин. 1; 28). Когда иудеи прислали к Иоанну священников и левитов из Иерусалима, они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? (Ин. 1; 25). Этот вопрос косвенно говорит о большом значении, которое придавалось иудеями водному крещению. Иисус Христос, приняв это крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3; 15), тем самым освятил его. Прообразы крещения видны и в очищающих, ритуальных омовениях (См.: Лев. 14; 8. 15; 5), которые в ветхозаветных пророчествах становятся символами очищения от грехов.

Новозаветное Крещение. Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3; 5-7).

Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).

Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И дай нам Бог идти путем нашей христианской жизни достойно. Но и не забывать, что крещение – только начало. Мы знаем, что рождение ребенка – лишь начало его жизни. Он может «состояться» как личность, а может прогулять и протратить жизнь бесполезно. Вот так и крещение. Оно открывает новые горизонты, зовет к новой жизни, но эту новую жизнь надо прожить. Надо «осуществить» себя, надо духовно состояться.

Бог вам в помощь!

© 2015г Храм Всех Святых Спасского благочиния - Патриаршее подворье в Митино г. Москвы