С Богом! Молебен перед началом нового учебного года

«О еже низпослати на отроков сих духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветиги сердца их к приятию наказания добрых учений. Господу помолимся».

Обычай совершать молебен в преддверии нового учебного года существовал еще в дореволюционной России. Сегодня молебны «на начало нового учебного года» посещают и преподаватели, и школьники, и родители. Действительно, молиться необходимо перед началом каждого доброго дела, коим, несомненно, является учеба. Учащимся и студентам покровительствуют многие Православные святые.

chudotvornaya_ikona_bozhiey_materi_pribavlenie_uma.jpg

Даже существуют специальные молитвы о помощи в усвоении знаний, обращенные, например, к одному из самых почитаемых и любимых на Руси покровителей учения Сергию Радонежскому или святой великомученице Татиане, покровительнице студенчества. Есть и особая икона Богородицы, именуемая «Прибавление ума». Но прежде всего молебное пение обращено к Господу Богу. «Еще молимся Господу Богу нашему, о еже ниспослати в сердца, во ум и во уста Духа премудрости, разума и благочестия и страха своегои просветити их светом своего благоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро приятии и спешно навыкнути Божественного закона Его, и всему благому и полезному учению …»

К превеликому огорчению сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Сегодня многие педагоги приступают к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением своей духовной беспомощности. Они признают, что приобретенные ими земные знания – всесторонние, академические – вовсе не гарантируют им успеха в учебном процессе. Не гарантируют оттого, что их услышат: они хотят пробудить активность в слушателях, а те спят; они хотят научить их не любить неправду, а те смеются над правдой. Они воздействуют на умы своих учеников, но их сердца остаются холодными.

Следовательно, земные знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, к которому причастен каждый крещеный человек. Мудрость и приобретение знаний имеют своим источником Самого Бога и потому даются от Него, как драгоценнейшие дары тем, которые достойны их. Не всякому даются от роду одинаковые дарования, но всякий может и должен молить Бога, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию. Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притч. XVII, 21, 25). Желающие достигнуть прочных знаний должны просить их у Бога, по примеру царя Соломона, который испрашивал дарования ему премудрости.

Существует благочестивый обычай иметь дома у письменного стола школьника иконочку Пресвятой Богородиц «Прибавление ума». Четыре столетия православные люди обращаются к этой иконе. Родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и грамотности, обращались к иконе о прибавлении ума своим чадам. После патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Человек тот был иконописец. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять, кто прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Пречистая заповедала ему написать Ее так, как Она явилась ему, и молиться пред образом и обещала, что если он исполнит повеление, то будет здоров. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери так, как внушал ему Бог. Таким образом, он и написал икону, назвав ее «Прибавление ума» и излечился.

Большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, Младенец Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темно-оливковом фоне в лучах Божественного света. Особенностью иконы являются своеобразные одеяния. Божия Матерь об-лачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии. В Лорето находится Святой Дом Богоматери, где хранится Ее образ. Изображение сделано целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Согласно преданию, в итальянском городе Лорето находится Святой Дом, воздвигнутый из камней, вывезенных из Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в котором Она родилась, и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собою пещеру, или грот, выдолбленный в скале, — ныне это одна из главных святынь базилики Благове¬щения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.

Как же пришла на Русь Лоретская икона Божией Матери, получившая здесь новое название — «Прибавление ума». Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны» . В своем исследовании А. А. Титов приводит текст рукописи первой половины XVI века, хранившийся в библиотеке Московской Духовной Академии. В рукописи повествуется, что свидетельство о Лоретской святыне пришло на Русь с послами папы Римского Климента в 1528 году. Вскоре после этого образ Богоматери из Лорето был воплощен в красках. После большого Московского пожара 1547 года с образа Лоретской Божией Матери была написана на «московский манер» икона «Прибавление ума». Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России в городе Романове иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление ума». По милости Божией чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума», некогда написанный иноком, потерявшим рассудок, ныне находится в Покровском храме Романова-Борисоглебска (Тутаева).

Молебен собирает учащихся всех возрастов: от первоклашек до учеников старших классов и студентов. Приходят учителя, родители, бабушки и дедушки. И все вместе поют «Царю Небесный… »

«Господи Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яво дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаемая им полезная учения, в славу Пресвятаго Имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави их от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако предуготовани прославляют Пресвятое Имя Твое, и будут наследницы Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь»


© 2015г Храм Всех Святых Спасского благочиния - Патриаршее подворье в Митино г. Москвы